www.grof.com.ua
колонка фасилитатора

Право на безумие



Виктор Песцов
фасилитатор холотропного дыхания
После выхода моей первой колонки, во время практики кинойоги я был тронут речью героини — Вирджинии Вульф — из кинофильма «Часы».

Как фасилитатор в ее словах я слышал крик-заявление о праве человека самому судить о том, как справляться со своими душевными состояниями и как их проживать. В этом монологе звучит манифест веры в то, что предписания, путь к исцелению лежит внутри человека, а не в головах советчиков, лекарей и гуру. И сколь безумной ни была бы форма этого процесса — именно она для этого человека является самой прямой, индивидуальной формой терапии и обретения целостности.
Часто мы «держимся» за соответствие социальному образу для того, чтобы не нанести вред, не обидеть или не испугать близких нам людей. Еще чаще «держаться» нам приходится, чтобы избежать последствий в социальной жизни: будь то потери работы или неодобрительных взглядов прохожих на улице. Удерживая энергию психического процесса, зреющего в нашей душе, мы лишь сильнее сжимаем пружину, до тех пор, пока никакие социальные рамки и навыки вести себя воспитанно не смогут сдержать прорывающийся поток горечи, бессилия, боли или злости.
Право на безумие позволяет человеку двигаться к собственному исцелению, не оглядываясь на суждения окружающих
Без-умие — отчаянная попытка психики спасти себя, проявить накопленные переживания вопреки запрету рационального ума.

Спонтанное безумие (или духовный кризис, как мы называем это в холотропном подходе) — неудержимая по своей мощи попытка психики спасти себя, трансформировав структуру личности.

Право на безумие в моем представлении имеет два субъекта.
Очень сложным может оказаться признать чье-то право самостоятельно выбирать пути к своему исцелению
В первом случае субъектом права на безумие является окружение человека. Это пространство, где позволено проявлять себя в любой форме, которую выбирает психика. Такое право на безумие позволяет ему двигаться к собственному исцелению, не оглядываясь на суждения окружающих, без страха быть непонятым (или, наоборот, «понятым»), оцененным или заклейменным. Доверие других людей процессу человека (тому, что и как он переживает) избавляет его от необходимости следовать рекомендациям окружающих, которые, наблюдая лишь внешние проявления и не имея представления, что происходит у этого человека внутри, судят о том, что ему необходимо делать, чтобы исцелиться.

Очень сложным может оказаться признать чье-то право самостоятельно выбирать пути к своему исцелению, довериться внутренней мудрости другого человека и поддерживать его процесс из точки своего незнания. Но каким бы сложным ни был этот выбор — он сложен для нас, людей, наблюдающих безумие вовне и переживающих в этот момент собственные чувства. А наши чувства сообщают нам информацию о нас самих, а не о человеке и его мироустройстве. Более того, решая, каким образом можно исцелить человека, мы снимаем с него ответственность и забираем волю двигаться собственным путем и руководить процессом своего исцеления, обретая опыт и глубинное понимание своего Я.
Все переживания, с которыми так страшно встретиться в сессии, человек носит внутри себя, позволяя этим «демонам» руководить мыслями и поступками
Во втором случае субъектом права на безумие является сам человек — он дает себе позволение следовать своему процессу, сколь бы безумным он ни был.

Страх сойти с ума или встретиться с чем-либо, что окажется слишком неприятным — то, о чем иногда говорят люди перед принятием решения идти в сессию дыхания. Этот страх поселяется там, где отсутствует доверие к самому себе: своему телу и устройству собственной психики. При этом зачастую вытесняется тот факт, что все переживания, с которыми так страшно встретиться в сессии, человек носит внутри себя, в своем подсознании каждое мгновение жизни и неосознанно позволяет этим «демонам» раскрашивать окружающий мир, руководить мыслями и поступками.
У меня есть одно глубинное убеждение, которому, вероятно, я посвящу еще не одну колонку: любая дыхательная техника, в том числе холотропное дыхание, лишь приоткрывает дверь в глубины психики. Но чтобы обуздать вырывающихся оттуда «демонов» травмы, найти их имена (боль, страх, горечь, ярость, стыд…) и вспомнить моменты в жизни, когда они поселились в душе, необходимо безопасное и бережное пространство. В таком пространстве человек способен с ними взаимодействовать, проживать их, чувствовать и находить телесную форму выражения, не оглядываясь на то, как это выглядит со стороны, не будучи сбиваемым с толку советами и авторитетными рекомендациями о том, как ему обходиться и что делать со своим процессом.
Для погружения в символический и чувственный мир подсознания необходимо умение
«отключать ум»
Дабы не сложилось впечатление, что в сессиях ХД встреча с безумием неизбежна, скажу: в моей практике фасилитации сессий дыхания проявление собственного безумия участниками встречается весьма редко.

Для погружения в символический и чувственный мир подсознания или бессознательного необходимо умение «отключать ум»: начиная с того, чтобы не отвлекаться на тревоги вроде «отключен ли утюг», и заканчивая умением останавливать внутренний диалог или позволять себе тотально проявлять переживаемые чувства. А это навык, который развивается вместе с открытием внутренней мудрости, выходящей за пределы логики, и формированием доверия к себе и пространству воркшопа.

Специалист физической реабилитации, занимается восстановлением людей с травмами и поражениями спинного и головного мозга. Опыт работы в дыхательных практиках — с 2009 года. Участник европейской сертификации GTT 2014 года в Испании. Работал в команде ведущих в более чем 50 семинарах. Отец двоих детей.
Виктор Песцов
фасилитатор холотропного дыхания
Получите дайджест «МХД»
Write Close
Close
Ваш гид в расширенные состояния сознания
Подробнее о «Дайджесте МХД»