колонка фасилитатора

Удивление
вместо
просветления




Ольга Семидочная
фасилитатор холотропного дыхания
Во время сессий холотропного дыхания наряду с биографическими и перинатальными переживаниями могут приходить трансперсональные, мистические, связанные с духовным опытом, так сказать, «высокого» порядка. Здесь я коснусь позитивных нуминозных (от лат. numen – божественное волеизъявление, божество) переживаний, поскольку многие искатели, в том числе и я, на разных этапах духовного поиска, признаваясь себе в этом или нет, их жаждут или жаждали.
Этот опыт очень привлекателен, как ни крути – и самим своим наличием, и бесконечным обещанием, которое в нем таится. Станислав Гроф описывает такие фрагменты сессии как встречу «со светлыми, экстатическими и божественными областями в самих себе».

Например, в разных холотропных процессах я переживала себя как Мать-Землю, как космический принцип Мужского и Женского, как Божественное Дитя, как сакральный звук «Ом», как Великую Мать, рождающую планету Земля, как бинду и пр. Как я отношусь к переживаниям такого рода и какое место они занимают в жизни?

Попав в одно из таких состояний впервые в 2011-м, я была ошеломлена и после сессии выдохнула: ну вот же, я догадывалась, чувствовала, что духовный мир, божественное, есть и его можно пережить на собственном опыте и что это несоизмеримо больше, чем мои представления о нем или чьи-то описания. Такой опыт из холотропных сессий стал для меня источником большого ресурса для дальнейшей внутренней работы и для жизни в «суженной» реальности.

Довольно скоро я неосознанно стала использовать такие переживания как декоративную косметику для своего эго – да, я тоже хотела просветления. При этом, что позитивно, они давали мне направление движения, и я черпала из них личную силу, продолжала расширяться и трансформироваться.
Этот опыт очень привлекателен, как ни крути — и самим своим наличием, и бесконечным обещанием, которое в нем таится
Здесь важно отметить, что после проживания таких состояний у меня непременно случался «откат» (с точки зрения того, кто уже «на пути к просветлению»), или «возвращение» (со спокойной точки зрения) к себе обычной, на актуальную ступень своего развития.

К примеру, однажды я принесла в свою обыденную жизнь из холотропного процесса сокровище тибетских простираний. Я понятия о них не имела и никогда раньше их не видела. В сессии холотропного дыхания я просто начала делать их так, будто они у меня в крови. Точнее, мое тело делало их, ум сначала пребывал в сильном удивлении, а потом выключился, и в этой части сессии я пришла в состояние чистого присутствия, без ощущения тела, без деятельности ума.

После воркшопа я стала рыскать в интернете, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что это было?!» Напала на след простираний, наткнулась в Youtube на документальное видео из Тибета 1938-39-го годов – и, смотря его, рыдала: я «узнала» ее, эта практика была какой-то глубинной частью меня. На той волне я стала делать простирания по утрам – так я получала возможность «оглядываться» на состояние присутствия, которое было в сессии. Дней через десять или около того практика «рассосалась» – я просто не могла ее поддерживать. Казалось, воли не хватило. Чего-то не хватило, но я не жалела. А спустя годы пришло ощущение, осознание, что это не моя-моя практика, возможно – уже не моя, будто ее время прошло и сейчас моя жизнь – для другого. Но это точно была встреча с каким-то аспектом себя, узнавание чего-то важного о себе.

Подобное происходило со всеми «высокими» состояниями, прожитыми во время сессий. С ходом времени (пару дней, неделя или месяц) они «затирались», хотя каждое из них остается где-то глубоко внутри меня и по сей день. И каждое из них – больше не вопрос веры или представления: я знаю не умом, а каким-то глубинным знанием, живущим в теле, что это внутри меня есть. И если сравнивать меня семь лет назад и меня сегодня, зерна этих состояний медленно пробуждаются, и я меняюсь, и моя повседневная жизнь меняется – в сторону ясности, спокойствия, гибкости, искренности, естественности, возможности внутренней и внешней тишины и т.д.
Photo by Evan Kirby
Именно поэтому я стала воспринимать нуминозные переживания из сессий ХД как свой потенциал, как возможность. Которую, однако, предстояло уже тут – среди хрущевок, рабочих встреч, воспитания детей и семейной жизни – по капле претворять в жизнь. Это для меня глубоко интимная и очень земная работа – становление таким сосудом, в котором высшие состояния могут оставаться, не испепелив его.

Учитывая это, можно было бы поиграть и назвать такие духовные переживания «анонсом» своих состояний, «предсказаниями» своего потенциально возможного будущего. Но не событий, не формы, а именно – состояний. В холотропных сессиях они настолько истинны, что переживаются мною как камертонные. Однако становятся не целью, а ориентиром в сейчас. И тогда не работать со своими кривыми установками, тяжелыми чувствами, накопленными, неосознаваемыми, я не могу, хотя, наверное, можно этого и не делать – здесь, в личном выборе, человек свободен.

Приземление небесного опыта для меня всегда о взрослении. О постепенном исцелении своего внутреннего ребенка и взращивании внутреннего взрослого. О распознавании своих чувств, потребностей и способности давать на них адекватный ответ. О внимательности и чуткости к себе («Будьте ситтерами сами себе, – рекомендуем мы после сессий дыхания, – это навык, который важно и возможно освоить»).
Приземление небесного опыта для меня всегда о взрослении
Есть у меня такая метафора: будто меня, разобранную и несчастную, страдающую, подобрали, посадили на корабль, привезли на волшебный остров, в мир столь прекрасный, райский, неописуемый – посмотреть, потрогать, погостить... а потом вернули точно туда, откуда взяли, бросив обратно в житейский океан: «Греби, дорогая. Направление ты знаешь и как там, ты теперь тоже знаешь». И я поплыла в сторону этого райского острова, не видя его, но точно зная, что он там есть. Можно, наверное, было и не грести, но жить хотелось, причем не как обычно, а – хорошо и свою жизнь.

Еще года полтора назад я периодически восклицала: «Господи, а можно вот без вот этого всего, а просто спокойно пожить!?» События с тех пор случаются разные – жизнь такая жизнь, – но я в этом океане гребу уже не из последних сил. Я даже стала удовольствие от плавания получать и райский остров перестал быть целью. Осталась просто жизнь как процесс и важность своего состояния в сейчас, важность различения своих чувств (тогда они перестают быть стихией, захватывающей и руководящей), важность ясности в мышлении, важность осознанных действий и выбора.
Photo by Andre Benz
Сегодня я гораздо чаще выбираю тех и то, что для меня по-настоящему ценно. И есть ощущение, что теперь живу, не ища постоянно, за что бы схватиться (желательно за высокое и прекрасное), с ожиданием, что вот это – знание, ощущение, действие – наконец принесет мне чувство стабильности. И удовлетворения как его производной. Я «приплыла» – не в уме, а в само- и мироощущении – к банальщине о том, что жизнь – сплошная перемена и что спокойно шагать в ней можно только благодаря удерживанию равновесия.

Учусь привыкать к бытию как к постоянному созданию и разрушению. Это очень непросто, особенно когда речь идет о самом дорогом сердцу и любимом. В проживающем жизнь, во мне как в человеке удивление становится признаком этой самой жизни. Ведь только становящееся, а значит, живое, способно удивиться. То, что больше не способно удивляться – каким бы прекрасным оно ни было – закрыто для развития, а значит, уже мертво.
Фасилитатор холотропного дыхания в «МХД» с 2014 года, личная практика ХД — с 2011 года. Специалист по сенсорной интеграции в диалоге. Преподаватель крия- и хатха-йоги. I ступень программы «Теория и практика гештальт-терапии» (МГИ). Редактор.
Ольга Семидочная
фасилитатор холотропного дыхания
e-mail: olga[at]grof.com.ua
Получите дайджест «МХД»
Close
Ваш гид в расширенные состояния сознания
Подробнее о «Дайджесте МХД»
Узнать о событиях «Мастерской холотропного дыхания»
Close