колонка фасилитатора

«Я все о вас знаю»




Ольга Семидочная
фасилитатор холотропного дыхания
Того, кто идет по пути познания и духовного развития, будут искушать даже ангелы. Так я услышала фразу, которую ни найти не могу, ни автора вспомнить.

Эта мысль действует на меня очень пробуждающе. И отрезвляюще.
В основе всей моей работы – и внутренней, и направленной во вне, в социум – лежит мировоззрение, которое учитывает не только физическую и психическую, но и духовную природу человека. В частности, холотропное дыхание для меня как для клиента и фасилитатора – и о самопознании, и о глубинной психотерапии, и о духовном измерении. За последние годы в рабочих и околорабочих полях мне довелось не раз столкнуться с людьми, которые – знают. С кем-то повстречалась лично, кого-то цитировали очевидцы.

По моему впечатлению, знающие знают что-то или даже главное – о Другом. Обо мне. О нем. О ней. Не глобально на всю жизнь знают, а вот в конкретный момент. Как будто я не вижу очевидного – ну вот же у меня футболка наизнанку или ус отклеился. И всем своим существом они это «я знаю» (часто – «я знаю лучше», «я знаю больше») транслируют. «Кстати, ты заметил, что этот мир полон людей, которые совершенно уверены, будто прекрасно понимают, что происходит с остальными?..» (Макс Фрай «Очки Бакки Бугвина»).
Я в уважении и удивлении, человек. Каждый миг ты для меня – открытие. Я открываю тебя в своем незнании
Я так же пристально наблюдаю за собой и пробую замечать свои «я знаю о тебе» и «я знаю о тебе лучше» (совсем необязательно произнесенные вслух) в самых рядовых жизненных ситуациях – дома, в «большом мире», в «Мастерской...», в школе, где учатся мои дети. В контексте духовной гордыни это, по моим ощущениям, то место, где мог бы произойти, но не происходит переход на новый виток спирали индивидуального развития. Как блуждание хоженными мной же тропами – там много уверенности в каждом шаге, там безопасно, можно с закрытими глазами идти, там я своя, где-то даже хозяйка. Хроническим симптомом становится вопрос: хочу перемен в жизни вот здесь и здесь, но почему ничего не меняется?

Незнание – одна из центральных практик (я бы даже сказала – состояний) фасилитатора, наряду с присутствием. «Человек, здравствуй. Я ничего о тебе не знаю. Я ничего о тебе не знаю, когда ты говоришь – потому что когда ты говоришь, я тебя слушаю. Я ничего не знаю о тебе, когда вижу твои переживания – потому что тогда я на тебя смотрю и вижу то, как ты проживаешь что-то, и мне недоступно это как, потому что оно у тебя внутри. Я в уважении и удивлении, человек. Каждый миг ты для меня – открытие. Я открываю тебя в своем незнании.

Рядом с тобой, твоими переживаниями, словами во мне тоже поднимаются чувства, опыт, но я откладываю их – чтобы вернуться к ним позже и хорошенько поразмыслить, узнать что-то о себе.

И у меня нет для тебя рецептов в ответ на твои вопросы, если ты вдруг задаешь их. Мои рецепты – о моей жизни и обо мне, а твои – точно есть в тебе самом, и больше нигде», – примерно так, когда фасилитирую на воркшопах по холотропному дыханию, я проживаю Встречу с людьми.
Photo by Dulcey Lima
Недавно мне посчастливилось распробовать действенную пилюлю от субьективности (и отдаления от Другого) – феноменологический метод. Роджер Друитт, антропософ, который в свое время изучал математику в Кембридже и специализировался в сфере экономики и компьютерных наук, терпеливо научая слушателей трехдневного семинара видеть ветку дуба, а не свои впечатления, ассоциации, чувства, представления, толкования о ней, сказал: «Хаоса нет в дереве – он есть лишь в моих чувствах».

Чувствование – неотъемлемая и крайне важная часть человека, но не единственная и не главная. Когда я осознаю свои чувства, то вижу, как за ними часто теряю собственно то, что их вызывает, если не добавить к впечатлению объективности, способной мыслить видимыми понятиями, рассмотреть метаморфоз.

Вот передо мной человек. Он громко говорит – и высота его голоса меня пронзает, бурно жестикулирует – и слишком близко при этом сидит, поток его мыслей беспорядочен – как он вообще это увязывает? где логика?, говорит дольше, чем было бы уместно и т.д. Какие-то умозаключения о нем, основанные на первом впечатлении, можно было сделать, как только он начал говорить. Нет, это даже поздно. Можно по первому sms уже кое-что о нем понять – по тому, он поздоровался или нет, каким «тоном»... В конце концов, есть же еще и междустрочье – а уж я-то умею читать между строк.

У меня к себе в таком случае возникает вопрос: а точно ли за этим всем я вижу Другого?
Когда я осознаю свои чувства, то вижу, как за ними часто теряю собственно то, что их вызывает
«Мы обладаем способностью различать, приподнимающей... маски. Благодаря ей мы понимаем, что людям суждено быть хранителями друг друга. А ведь для этого нам нужно только умение владеть собой. Оно сильнее, чем желание высылать свои собственные мысли, словно комариный рой, против чужих воззрений. Ведь именно в том и состоит благородство нашего мышления, что оно образует почву, куда может пустить корни чужое мышление. Через наши понятия мы ничего не узнаем о внутренней сути другого человека. Для нас она может раскрыться лишь через его собственные мысли. И даже не столько через содержание, сколько через их смысловую последовательность, звучание чувств и напряжение воли» (Герберт Витценман «Двенадцать добродетелей»).

Я упражняюсь в этом каждый день: разговаривая с мамой по телефону, реагируя на вопрос продавца, общаясь с дочками, решая рабочие вопросы в кругу коллег, глядя на пассажиров в метро, разговаривая с другом... Занимательная практика. В те минуты, когда у меня получается, разгоняя своих «комаров» и освобождая место Другому у себя внутри, целиком и полностью присутствовать для него, вслушиваться в него, пока он говорит или многозначительно молчит, я, как в холотропном путешествии, «дышу и удивляюсь»: какой же он Другой, этот человек. Целая неведомая Вселенная.

И каждое мое «знание» о нем, о его внутреннем устройстве, чувствах, представлениях, поступках – это не о нем. А обо мне. Тогда я стараюсь терпеливо смотреть на эти свои «знаю»-порывы – и, чтобы не прорвало, откладываю их в сторонку, на потом, для собственной внутренней работы.
Photo by Clem Onojeghuo
Это искушение – ощущение, убежденность, что «я (со своей интуицией / квалификацией / проницательностью / опытом / широтой взглядов / просветленностью) знаю о тебе больше и лучше, чем ты о себе сам» – способно принимать самые разные формы, от прямых и откровенных до причудливых, до самых незаметных, самых искусных.

Особенно незаметно они выстилаются дурманящим туманом, когда оглядываешься назад и окидываешь хозяйским взглядом накопленные знания и опыт (такое может случиться в любом возрасте – и в 25, и в 40, и в 60), в том числе добытые многими усилиями, кровью и потом. При этом кто-то из встреченных обязательно хоть раз назовет тебя специалистом, профессионалом, мастером или учителем... С приходом таких времен тихий свет своих знаний и опыта, может казаться, озаряет все вокруг, и другого будто и правда видишь насквозь... И как же здорово распознавать это – и возвращать слова говорящему, отодвигать себя в сторону, убирать из-под софитов и каждый раз заново становиться органом восприятия и наблюдения, органом молчания и благоговения, давая пространство Другому – его мыслям и словам, его полутонам, его переливам, его особенности и обычности.
Фасилитатор холотропного дыхания в «МХД» с 2014 года, личная практика ХД — с 2011 года. Специалист по сенсорной интеграции в диалоге. Преподаватель крия- и хатха-йоги. I ступень программы «Теория и практика гештальт-терапии» (МГИ). Редактор.
Ольга Семидочная
фасилитатор холотропного дыхания
e-mail: olga[at]grof.com.ua
Получите дайджест «МХД»
Close
Ваш гид в расширенные состояния сознания
Подробнее о «Дайджесте МХД»
Узнать о событиях «Мастерской холотропного дыхания»
Close