Однако есть один повторяющийся мотив в искусстве Гигера, который, кажется на первый взгляд, имеет очень мало отношения к душе двадцатого столетия – изобилие образов, рисующих больные и замученные утробные плоды. И, тем не менее, именно здесь визионерский гений Гигера достигает самого глубокого проникновения в скрытые области человеческой психики. Добавление пренатальных и
перинатальных элементов к символизму секса, смерти и боли открывает глубину и ясность психологического понимания, которое намного превосходит понимание психологов мейнстрима.
Избранный Гигером поиск творческого самовыражения неотделим от его непреклонного самоисследования и самоисцеления. Подобно Франциско Гойе, который уверял, что рисование устрашающих видений способно дать ему контроль и власть над ними, Гигер пытается превозмочь в своих картинах свои ужасные клаустрофобические кошмары. Как однажды заметил он сам, искусство для него – это жизнедеятельность, сохраняющая его от погружения в безумие. Художественные способности Гигера и его талант к изображению фантастического сравнимы с его образцами для подражания – Иеронимусом Босхом, Сальвадором Дали и Эрнстом Фуксом; но глубина его психологической интуиции не имеет аналогов в мире искусства.
В ходе поиска источника своих кошмаров и тревожных фантазий, Гигер открыл, независимо от пионеров современного исследования сознания, первостепенную психологическую важность травмы биологического рождения. Существование этой пленительной области бессознательного, интуитивно чувствуемое Гигером и отраженное в его искусстве, еще не осознано и не принято официальными академическими кругами. Глубокого знания этой области также недостает работам предшественников и современников Гигера – сюрреалистов и фантастических реалистов.
В мейнстрим-психологии и психотерапии господствуют теории Зигмунда Фрейда, чья значительная новаторская работа лежит в основе современной «глубинной психологии». Фрейдовская модель психики, хотя и оказалась авангардной и революционной для своего времени, была очень поверхностной и узкой, ограничиваясь постнатальной биографией и индивидуальным бессознательным. Члены Венского кружка, которые пытались расширить ее, такие как Отто Ранк с его теорией родовой травмы, и К.Г. Юнг с его концепцией коллективного бессознательного и архетипов, были расценены как предатели и исключены из психоаналитического движения. В официальных руководствах по психиатрии их работы обычно обсуждаются как исторический курьез и считаются неподходящими для клинической практики.
Работы Фрейда оказали глубокое влияние на мир искусства. Его концепции эдипова комплекса, материнской фиксации, и кастрирующего отца стали сокровищницей идей для романистов и создателей фильмов. Открытие Фрейдом сексуального символизма и интерпретации символизма снов было одним из главных источников вдохновения для сюрреалистического движения. В артистическом авангарде стало модно имитировать сны с помощью сопоставления самым удивительным способом различных объектов в манере, бросающей вызов элементарной логике. Выбор этих объектов часто демонстрировал предпочтение тех, которые, согласно Фрейду, имели скрытое сексуальное значение.