Организации, находящиеся под влиянием третьей матрицы (БПМ III), пребывают в постоянной борьбе за достижение своих целей.
Гроф (1985, 1993, 2002, 2005) отмечает, что эта матрица проявляется в повседневной жизни в форме острой потребности в решении поставленных задач, концентрируя наше внимание на том, чего мы еще не достигли, формируя ощущение постоянного дискомфорта и неудовлетворенности. Третья матрица фокусирует все внимание на наших провалах и на том, что функционирует неправильно, заставляя сознательно и неосознанно игнорировать личные и корпоративные ресурсы, существующие возможности, навыки и сильные стороны. Как правило, динамики третьей матрицы порождают состояние напряженности из-за несоответствия между имеющимся и желаемым; в чистом виде это не позволяет нам испытать чувство удовлетворения и, как следствие, такое состояние напряженности – не созидательно, а скорее перманентно и бесконечно растет.
Большинству организаций и компаний такой тип динамики приносит пользу, так как сфокусирован на достижении цели (является целеориентированным). Однако здесь нечем гордиться, поскольку, следуя такой логике, люди становятся трудоголиками и концентрируются главным образом на карьере, игнорируя остальные стороны жизни.
На многих людей такая корпоративная культура действует, как бомба замедленного действия, поскольку рано или поздно карьеризм, работа на пределе возможностей и рысканье в поисках новых испытаний приведут к неконтролируемому стрессу и риску появления болезней или выгорания. Если присмотреться, то можно заметить, что такой характеристике отвечает современное западное общество: трудоголизм, чувство глубокой неудовлетворенности, перманентное стремление иметь будущее, разительно отличающееся от настоящего, и надежда достичь в будущем «счастья» как награды за приложенные усилия.
Большинство организаций в нашем обществе застряли в этой матрице, в состоянии бесконечной постановки новых целей, разнообразных притеснениях и условностях, непродуктивных коммуникациях между управленцами и их командами. Также типичными для руководителей таких компаний является борьба за власть и стремление к сверхконтролю. В динамиках третьей матрицы реализация целей подразумевает наличие выраженных победителей и проигравших: «Нам необходимо низвергнуть наших конкурентов – только так мы достигнем вершины!» Эти организации демонстрируют дисбаланс: при потенциально высокой степени удовлетворенности клиентов и акционеров внутри компании присутствует много неудовлетворенности, вызванной высоким уровнем стресса, граничащего с выгоранием.
Более продвинутые организации опираются на «культуру эффективности» (
Katzenbach и
Smith 1995), позволяя людям и командам, двигаясь к четвертой матрице, достигать поставленных целей и иметь возможность отпраздновать свои достижения, формируя личное и коллективное чувство гордости. Даже несмотря на то, что большинство компаний все еще работают в режиме третьей матрицы – словно под действием адреналина, в постоянной борьбе и стрессе – некоторые все же делают паузы, чтобы оценить обстановку, видят ситуацию в перспективе, а в командном подходе вырабатывают новые креативные идеи. Все это ведет к производительности, которая отвечает ожиданиям и удовлетворяет клиентов/акционеров, а также генерирует инновации.