мастерская холотропного дыхания

Круги интеграции
холотропных переживаний

Автор: Алексей Задерий

В сессиях холотропного дыхания участники получают разнообразный и уникальный индивидуальный опыт, относящийся, как правило, к трем уровням переживаний:

  • биографический уровень — связан с личной жизненной историей,
  • перинатальный уровень — представляет историю рождения участника,
  • трансперсональный уровень (также изредка употребляется термин надличностный) — относится к событиям, которые участник никогда не переживал в своей жизни как индивидуум, эти переживания выходят за пределы его личностной истории.

Любые из этих переживаний так или иначе получают все участники воркшопа — и дышащие, и ситтеры, при этом, кроме непосредственного проживания такого опыта, крайне важно и полезно интегрировать его: осознать, принять и усвоить как новый опыт личности, который ведет к более целостному состоянию (в чем, собственно, и состоит смысл холотропности).

Слово «интеграция» происходит от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный и означает «процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства» (Философский энциклопедический словарь. 2010).
Слово «интеграция» происходит от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный и означает «процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства» (Философский энциклопедический словарь. 2010).
В связи с этим возникает понятие «круги интеграции», каждый из которых является определенным этапом процесса интегрирования возникающих переживаний. Далее мы расскажем подробнее о каждом из таких кругов.

1
Первый круг интеграции:
Переживания, которые дышащий проживал непосредственно в сессии холотропного дыхания и которые он самостоятельно осознает, принимает и усваивает во время этой же сессии. Такие переживания не требуют постороннего вмешательства, ни со стороны ситтера, ни со стороны фасилитатора.

2
Второй круг интеграции:
Включает в себя переживания, которые требуют определенной помощи фасилитаторов — по той причине, что у дышащего может не оказаться достаточного внутреннего ресурса при прохождении «узких мест» холотропного процесса. Под «узкими местами» мы подразумеваем различные «блоки» (или «зажимы») в теле, речи, уме, которые прорабатываются во время сессии или сразу после нее, а также спустя некоторое время после воркшопа, если в этом возникает потребность. В первую очередь для самого дышащего крайне важно обратить внимание фасилитатора на наличие таких «остаточных моментов», или «хвостиков», во время так называемого чек-аута (англ. check out), то есть проверки при выходе из дыхательной сессии.

3
Третий круг интеграции:
Рисование мандал и творческое самовыражение. Переживания, полученные в сессии, есть, но зачастую осознать их не так просто, а усвоить тем более. Поэтому сам процесс творческого самовыражения — рисование мандалы, лепка из пластилина или глины, создание коллажей, автоматическое письмо и т. д. позволяют участникам углубиться в не до конца осознанный и усвоенный материал и помогают интегрировать его.
Рисунок в круге; др. инд. mándala – круг, диск, круглый, круговой и т. п. – ритуальный предмет, воплощающий символ. Энциклопедия мифологии
Мандала — рисунок в круге; др. инд. mándala – круг, диск, круглый, круговой и т. п. – ритуальный предмет, воплощающий символ. Энциклопедия мифологии

4
Четвертый круг интеграции:
Групповой шеринг (от англ. share — делиться, рассказывать) в средине воркшопа. Участники делятся опытом, полученным в сессии дыхания, рассказывая только то, что хочется. При этом пока один говорит, все остальные молчат и внимательно слушают его. В шеринге нет места оценкам, интерпретациям, обсуждению. Благодаря этому возможность говорить о своих переживаниях очень целительна и ведет к осознаванию опыта. Причем часто происходит так, что опытом делится один участник, а осознания происходят также и у многих других.

5
Пятый круг интеграции:
Путешествие участника домой или в место, где он остановился на время воркшопа, само по себе является необычным, поскольку включает в себя восприятие повседневных вещей через призму полученного нового опыта. Потому для этого круга интеграции характерны внутренняя замедленность и внимательность к происходящему.

6
Шестой круг интеграции:
Сон. Это в принципе достаточно универсальный целительный процесс, независимо от того, помнит ли спящий после пробуждения свои сновидения или нет. Во сне происходит интеграция многих переживаний, произошедших с участником за минувший день, важное место среди них занимают переживания, полученные в сессии холотропного дыхания.

7
Седьмой круг интеграции:
Завершающий шеринг в конце воркшопа, во время которого все участники могут поделиться своим состоянием. Это пространство весьма благоприятно для завершения ряда процессов, возникших в этот день или накануне, их осознания и усвоения.

8
Восьмой круг интеграции:
Самый важный круг, занимающий все остальное время после воркшопа по холотропному дыханию, — это интеграция опыта, полученного в сессиях, в жизнь.

Для этого круга интеграции на самом воркшопе времени почти не отводится, поскольку он проходит в пространстве исключительно поддерживающем и благоприятном для любых проявлений участников. В то время как в повседневной жизни такое тотально принимающее пространство является скорее исключением. Поэтому, помимо напутствий от ведущих воркшопа, особое внимание уделяется созданию интеграционных и поддерживающих групп для тех, у кого процесс встраивания их опыта в жизнь столкнулся с определенными трудностями. Ведь иногда человека, который после холотропного процесса в некоторой степени обновился, стал более целостным, «не узнают» или с трудом принимают близкие, друзья, коллеги или участники значимых для них сообществ.
Увидеть все материалы «Блога «МХД»
В помощь тем, кому нужна поддержка на этом круге интеграции (вы удивитесь, если узнаете, что таких людей большинство) и создаются такие встречи, как, например, HoloSpace в Киеве. То есть работа «Мастерской холотропного дыхания» и подобных организаций не исчерпывается только лишь воркшопами по ХД, они предоставляют разноплановую поддержку в тех сферах, где участникам самостоятельно тяжело закрепить новоприобретенные черты своей личностной целостности.
Об авторе
Алексей Задерий — психолог, сертифицированный ведущий холотропного дыхания (2009, 2014), переводчик книги «Кинойога. О том, как любой фильм может изменить вашу жизнь», ведущий кинойоги в «Мастерской холотропного дыхания» 2013 − 2016 гг.
Узнать о событиях «Мастерской холотропного дыхания»
Close
Получите дайджест «МХД»
Close
Ваш гид в расширенные состояния сознания
Подробнее о «Дайджесте МХД»